Цель исследования состояла в выявлении связи между состоянием регуляторных систем мозга (РС), процессами эмоционально-мотивационной регуляции и склонностью к принятию рискованных решений у подростков. В исследовании принимали участие 95 подростков (возраст ~13.96 ± 1.13, девочек 34%). Комплексное исследование каждого подростка включало: 1) анализ электроэнцефалограммы (ЭЭГ) спокойного бодрствования для выявления паттернов, отражающих неоптимальное состояние РС, 2) оценку индивидуальных особенностей мотивации достижения vs. избегания неудач с помощью теста мотивации достижения (ТМД), Mehrabian Achieving Tendency Scale, 3) оценку эмоционального интеллекта (ЭИ) с помощью методики Mayer, Salovey, Caruso Emotional Intelligence test 2.0, 4) оценку склонности к принятию рискованных решений с использованием монетизированной компьютерной игры Balloon Analog Risk Task (BART). На основании структурного визуального анализа ЭЭГ подростки были отнесены к подгруппам в зависимости от наличия ЭЭГ-паттернов, отражающих неоптимальное функционирования регуляторных систем мозга: фронто-таламической (ФТС) – при наличии билатерально-синхронных θ-волн (4–6 Гц) в лобных и/или лобных и центральных отведениях, лимбической (ЛМБ) – при наличии групп билатерально-синхронных веретенообразных колебаний в низкочастотном α-диапазоне (6–10 Гц) в лобных и/или лобных и передневисочных отведениях и лобно-базальной (ЛБЗ) – при наличии вспышек билатерально-синхронной веретенообразной β-активности (20–30 Гц) в лобных, центральных и/или лобных и передневисочных отведениях, а при отсутствии признаков – к контрольной группе. Общим для всех групп со специфическими ЭЭГ-признаками было снижение показателя шкалы ЭИ, отражающей способность соотнесения ощущений с эмоциональным состоянием. Продемонстрировано специфическое снижение показателей ЭИ в выделенных группах по сравнению с контрольной группой: в группе ФТС – по шкале понимания смешанных эмоций, в группе ЛМБ – по шкале фасилитации когнитивной деятельности посредством эмоций; в группе ЛБЗ – по шкале, отражающей способность к управлению собственными эмоциями. Показатели ТМД оказались смещенными в сторону мотивации достижения в группе ЛМБ. Посредством корреляции проанализированы связи показателей эмоционально-мотивационной регуляции с показателями склонности к риску в каждой ЭЭГ-подгруппе. Для ФТС и ЛМБ продемонстрирована положительная корреляция ставки BART со шкалой соотнесения ощущений с эмоциональным состоянием. Для ЛМБ также выявлена положительная корреляция ставки в BART со шкалой понимания сложного состава эмоций и шкалами управления собственными эмоциями и управления эмоциями в отношениях с другими людьми. Во всех случаях у подростков с неоптимальным состоянием РС как показатели ЭИ, так и показатели склонности к принятию рискованных решений оказались ниже, чем в контрольной группе. Результаты обсуждаются с точки зрения влияния неоптимального состояния различных РС мозга у подростков на процессы эмоционально-мотивационной регуляции поведения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation