Данная работа посвящена исследованию проявлений иллюзии “мерцающей решетки” у пациентов с амблиопией. Наблюдали 133 школьника с двусторонней рефракционной амблиопией и 146 школьника контрольной группы без офтальмопатологии. В работе использовали собственные тестовые изображения, разработанные на основе классических изображений, вызывающих иллюзию “мерцающей решетки”. Показано, что феномен “иллюзорного исчезновения” более выражен, а показатели силы иллюзии “мерцающей решетки” значительно ниже у детей с амблиопией по сравнению с детьми без офтальмопатологии. При повороте тестовых изображений на 45° наблюдается усиление “иллюзорного исчезновения” как у детей с амблиопией, так и у детей контрольной группы. Выраженность иллюзии “мерцающей решетки” у детей с амблиопией достоверно ниже, чем у детей без офтальмопатологии.
Проявления иллюзии трехмерной структуры, появляющейся при вращении плоской проекции трехмерного объекта (structure from motion (SfM)) были исследованы в трех группах детей в возрасте от 7 до 17 лет: 1) 40 детей контрольной группы с ортотропией, нормальным состоянием зрительных функций (в том числе бинокулярного и стереозрения) и глазного дна; 2) 33 ребенка с содружественным (непаралитическим) косоглазием и нормальным состоянием глазного дна; 3) 50 детей с косоглазием на фоне врожденной частичной атрофии зрительного нерва (ЧАЗН). В качестве тестового изображения использовали фигуру шестиугольника с диагоналями, проходящими через его центр, предъявляемого в бинокулярных и монокулярных условиях наблюдения в виде неподвижного изображения, и при его вращении со скоростью 5, 10, 15, 20, 30, 40 об./мин (rpm). Было показано, что восприятие объемной структуры в виде куба возможно при неподвижном предъявлении тестового изображения у 2–3% детей как контрольной группы, так и групп детей с косоглазием в бинокулярных и в монокулярных условиях наблюдения. При вращении тестового изображения как в бинокулярных, так и в монокулярных условиях наблюдения, количество детей, воспринимавших куб, во всех группах увеличивалось при повышении скорости вращения изображения, достигало максимальных значений при 15–30 об./мин и значительно снижалось при 40 об./мин. В контрольной группе при переходе от бинокулярных условий наблюдения к монокулярным существенно увеличивается количество детей, воспринимающих изображение как куб, при скоростях вращения 5 об./мин (р = 0.023), 10 об./мин (р = 0.005), 20 об./мин (р = 0.002) и 30 об./мин (р = 0.001). В группах детей с косоглазием (как на фоне нормального глазного дна, так и на фоне ЧАЗН) бинокулярные и монокулярные показатели были статистически сопоставимы (р > 0.05). Сравнение показателей в разных группах демонстрировало большее количество детей, воспринимающих объемную фигуру в контрольной группе, чем в обеих группах детей с косоглазием при некоторых скоростях вращения тестового изображения (от 10 до 20 об./мин). В группах детей с косоглазием на фоне нормального глазного дна и детей с косоглазием на фоне ЧАЗН бинокулярные и монокулярные показатели статистически сопоставимы для всех скоростей вращения изображения. Не было выявлено достоверной зависимости характера восприятия тестового изображения от возраста во всех исследуемых группах детей. Таким образом, наряду с общими закономерностями проявлений SfM у детей исследуемых групп, выявлены различия, обусловленные характером взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия в норме и при офтальмопатологии. Таким образом, исследование SfM может использоваться для оценки эффектов глубины и силовых отношений монокулярного и бинокулярного механизмов пространственного восприятия в норме и при офтальмопатологии.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation