В данной статье представлена вторая часть комплексного исследования особенностей речи у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). У младших школьников с РАС оценивались показатели экспрессивной речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса. Показана связь выраженности аутистических проявлений и невербального интеллекта с уровнем экспрессивной речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило, что для детей с РАС с большей выраженностью аутистических проявлений и более низкими показателями невербального интеллекта характерно снижение уровня порождения речи. Выявлены различия спектральных характеристик электроэнцефолаграмммы (ЭЭГ) между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями более высокий уровень порождения речи коррелирует с меньшим индексом β2-активности, в группе с более выраженными – с меньшим индексом медленноволновой активности.
Обсуждается проблема гетерогенности расстройства аутистического спектра (РАС) в плане выраженности аутистических проявлений, когнитивных и речевых способностей у детей с различным уровнем функционирования. Представлены результаты комплексного исследования понимания речи на уровне фонологии, лексики, морфосинтаксиса и дискурса у младших школьников с РАС. Выявлена связь выраженности аутистических проявлений социально-коммуникативного характера и невербального IQ с различными аспектами понимания речи. Сравнение структуры выявленных связей в подгруппах детей с разным уровнем функционирования выявило различия между подгруппами, свидетельствующие о различных механизмах нарушений. Показаны особенности спектральных характеристик электроэнцефалограммы (ЭЭГ) у детей с РАС по сравнению с возрастной нормой, и особенности этих характеристик у исследованных подгрупп. Выявлены различия спектральных характеристик ЭЭГ между подгруппами с РАС с разным уровнем функционирования: для подгруппы с менее выраженными нарушениями наблюдается более высокий индекс β2-активности, в подгруппе с более выраженными нарушениями – увеличение медленноволновой активности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation