Изучены параметры окуломоторной активности (ОМА) у 22 подростков 15 лет (М = 15.46, SD = 0.44) при чтении сложного текста. На основании комплекса объективных показателей ОМА выделены группы с различным уровнем сформированности навыка (1 группа - высокий, 2 группа - низкий). Анализ пространственных и временных параметров ОМА выявил у 40.9% подростков дефициты в формировании механизмов процесса чтения. Сравнительный анализ параметров ОМА у подростков показал значимые различия в зависимости от сформированности навыка чтения. Преимущества детей 1 группы заключались в меньшем проценте регрессивных саккад и корректирующих саккад при переходе на новую строку, большей амплитуде прогрессивных саккад. Такая траектория движений глаз отражалась на объеме прочитанного текста и скорости, которые были значимо выше у подростков 1 группы (p < 0.001), по сравнению с подростками 2 группы. Это указывает на более сформированный навык чтения и, по-видимому, более эффективную стратегию чтения. Качественный анализ процесса чтения позволил выделить особенности ОМА в зависимости от сформированности навыка чтения. Сформированный (высокий) навык чтения характеризовался пропусками отдельных служебных и повторяющихся слов. Менее автоматизированный (низкий) навык сопровождался трудностями понимания синтаксических конструкций при перечитывании окончаний, предлогов и частей предложения, в т.ч. обособленных. Анализ понимания смысла текста и запоминания конкретных данных текста не установил значимого различия между анализируемыми группами подростков. При этом выделена более высокая вариативность понимания у подростков 2 группы. Высокий и низкий уровень понимания текста отмечен как при хорошо сформированном навыке, так и при недостаточно автоматизированном навыке. Это позволило проанализировать индивидуальные стратегии чтения при разном понимании текста и обсудить возможное влияние на понимание текста сформированности когнитивных компонентов чтения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации