Цель исследования – определить особенности речи и эмоциональной сферы детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). С этой целью проведено два исследования с участием 445 детей в возрасте 5–16 лет: 175 детей с РАС и 270 типично развивающихся детей. Использован комплексный методический подход, включающий инструментальный спектрографический и фонетический анализ речи, методы определения физиологических показателей ребенка – порогов слуха, фонематического слуха, проведено дихотическое тестирование. Оценка сформированности эмоциональной сферы детей проведена по стандартизированной методике оценки эмоционального развития детей Child Emotional Development Method (CEDM), включающей тестовые задания на отражение детьми эмоциональных состояний в голосе, речи, мимической экспрессии и на распознавание эмоций. На основе инструментального анализа определены акустические характеристики голоса и речи детей с РАС, которые в совокупности могут служить биомаркерами заболевания. Показана возможность детей с РАС к отражению и распознаванию эмоций. Выявлены сложности в отражении детьми с РАС эмоциональных состояний в голосе и мимике, распознавании эмоций по абстрактным изображениям и по речи других детей. Установлено, что фактор заболевания – степень выраженности аутистических расстройств – оказывает более значимое влияние на речевое и эмоциональное развитие ребенка, чем фактор возраста. Полученные данные об особенностях речи детей, специфике распознавания детьми с РАС эмоциональных состояний и проявления эмоций, дополняя друг друга, способствуют более точному выделению маркеров заболевания и могут быть использованы при разработке автоматических приложений для диагностики РАС.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации